| Геша ("26/".$m["дек"]."/2015," 12:44) |
Чего все так радуются техническому бреду с успешной посадкой ступени Фалькон-9? ... Короче, этот проект - очевидное фуфло для разводки технически безграмотных инвесторов на бабло. |
Геша, твой скепсис подвиг меня на краткий обзор текущего положения по части, как раньше говорили, "освоения космоса". По моему разумению "Космос" это: - Носители (ракеты для доставки на орбиту); - Корабли (читай, пилотируемые полеты); - Научные исследования (телескопы, Луна, Марс, другие планеты, астероиды и кометы); - Прикладные дела (связь, ТВ, навигация); - Военные дела.
Военные дела сразу оставим в покое, ибо дело темное, не афишируемое. Наверняка основные нужды Министерства обороны РФ по этой части удовлетворяются, но что-либо сравнивать и вообще оценивать тут проблематично. Однако чисто субъективно: стОит чему-нибудь "такому" случиться, например, очередной пассажирский самолет странным образом потерпел крушение, как все смотрят в сторону именно Штатов, у которых, типа, всё под контролем. Но это ощущение и не более.
Прикладные дела отправляем примерно туда же: эти самые связь, ТВ и навигация должным образом работают, значит, положение дел удовлетворительное. Есть какие-то непонятки с ГЛОНАС, но не будем придираться.
Носители У России есть Союз и Протон. Это проверенные рабочие лошадки, но первый полет Союза - 1966 год, а Протона - 1965. То есть им, страшно подумать, по 50 лет, и заслуга современной космической отрасли только в том, что не разучились их делать и запускать. Поэтому интерес представляют "современные" дела по этой части. Тут упоминания достойны 3 "изделия". Русь - проект закрыт в 2011 году (окончательно в 2012), и этим все сказано. Союз-5 - летный образец запланировано создать в 2022 году. Но, во-первых, это еще 7 лет, во-вторых, будет ли он создан вообще, в третьих, сколько лет его будут испытывать и доводить до ума, ибо от летного образца до передачи в эксплуатацию дистанция огромного размера. Ангара - тут очень интересно. Главным образом сроками. Дело в том, что решение о создании данного семейства было принято в 1995 году. То есть 20 лет прошло, денег вложили не просто много, а очень много (жаловаться на недофинансирование не приходится)... Успехи специфичны: в 2014 году было два запуска с "болванками" и на этом всё затихло - раньше 2017 года запусков даже не запланировано. Результаты в сопоставлении со сроками поразительны, когда этот РН можно будет эксплуатировать не ясно. А в это время... В связи с решением о прекращении эксплуатации Шаттлов в США начали "плотно" заниматься созданием новых РН. Falkon 9 - Начало работ относится к 2005 году. Задача: грузы и космонавты к МКС. 9 тонн на НОО (аналог Союза по грузоподъемности). Уже летает, первый полет в 2010. Версия 2.1 (с возвратом 1-й ступени) летала только что. На 2016 год запланирован полет варианта Falkon Heavy - 53 тонны на НОО. SLS (Space Launch System) - Начало работ в районе 2010 года. Задача: экспедиции за пределы околоземной орбиты. 70 тонн на НОО с вариантами до 130 тонн. Первый полет в 2018.
Корабли У России есть Союз. Дату первого полета повторять не будем, но Комарова вспомнить по случаю можно... Клипер - Начало проектирования 2000. До 6 человек экипаж, 13 тонн. Планировалось начать летать в 2011. В 2009 проект был закрыт. ППТС НП - перспективная транспортная система нового поколения. Начало работ 2009. МКС, Луна, 16 тонн, 6 человек. Многоразовый. За 6 лет "завершена разработка технического проекта, ... предстоит выпуск рабочей конструкторской документации и изготовление макетных изделий". Переводя на нормальный язык: "Конь там не валялся". Но планы бодрые: 1-й беспилотный запуск - 2021, пилотируемый - 2024. В связи со всем этим (и многим другим, не упомянутым мною) "бывший космонавт Сергей Крикалев заявил, что при сохранении нынешних тенденций ПТК НП никогда не будет построен". А в это время... Эти гады американцы во внешней политике те еще козлы, но что касается космических кораблей... Dragon - Начало работ 2004 год. До 7 человек на МКС. 1-й запуск 2010. 1-й полет с экипажем 2017. Орион (MPCV) - Начало работ в районе 2005 года. МКС, Луна, Марс. 1-й запуск 2014. Запланирован беспилотный облет Луны в 2018. Пилотируемый полет - 2021. CST-100 (Starliner) - Начало работ 2010 год. До 7 человек на МКС. 1-й запуск 2017.
Научные исследования Тут сравнивать, собственно, нечего. Роль РФ - космический извоз. На советских, напомню, ракетах. Да, это тоже надо уметь делать (Литва, например, не умеет), но к научным исследованиям это отнести трудно. В то же время американские "луноходы", например, второе десятилетие в непрерывном режиме бороздят просторы Марса, и этим уже всё сказано.
Что в итоге? У России Ангара и ППТС НП, с которыми всё если и не в тумане, то в какой-то дымке. Во всяком случае, когда всё это залетает - совершенно неясно. У США Falkon 9 уже летает (сейчас доводят до ума "возвращаемость" и повторное использование). Falkon Heavy и SLS полетят в течение 3-х лет. То есть в самом ближайшем будущем эти "гады" получат 3 новых РН, что называется, на все случаи жизни. Кроме того будут иметь 3 новых корабля: Dragon, Орион и Starliner (два в эти же сроки, третий чуть позже). И здесь самое главное даже не количество, а то, что все это делается разными "организациями", то есть имеет место быть конкуренция. А это в свою очередь означает, что результат наверняка будет, даже если что-то тоже придется перенести (у "них" это тоже случается).
Если же оценивать происходящее эмоционально, терминами типа "очевидное фуфло" и "разводка технически безграмотных инвесторов на бабло", то по моему разумению тут пальма первенства как раз у "Роскосмоса". Мне видится, что именно руководители этого ведомства лучше всего усвоили притчу про ишака и шаха. При этом я лично был бы рад ошибиться в таком впечатлении...
|