| Здравствуйте, гость | Правила · Помощь |
Все темы | | | |
| » Почему сдох "Фобос-Грунт" | | | |
|
» 16/11/2011, 01:29, Aleksandr_ll
|
|
Почему сдох "Фобос-Грунт"
Главным разработчиком проекта «Фобос-Грунт» является НПО им. Лавочкина. И в связи со сложившейся ситуацией, редакция ИА REX публикует открытое письмо бывшего главного специалиста объединения Николая Морозова, написанное 8 месяцев назад: «Заместителю председателя Правительства РФ Иванову Сергею Борисовичу Уважаемый Сергей Борисович! Не так давно СМИ показали Ваше выступление на коллегии Роскосмоса, в котором Вы весьма критично оценили текущее состояние дел в курируемой Вами отрасли. Конечно, уровень Вашей осведомленности в этом вопросе несравним с моим, до недавнего времени бывшим просто ведущим специалистом в ОКБ ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина». Но, на мой взгляд, истинное положение с созданием космической техники более удручающе, чем может показаться. Поскольку проектированием отдельных узлов, устанавливаемых на изделия, я занимался непосредственно, то смею настаивать на своем пессимистическом мнении. Несколько примеров, позволяющих оценить отношение к проектированию новой техники, практикуемое в этом НПО. Недавно, в январе этого года, после неоднократных отсрочек был наконец-то запущен аппарат «Электро-Л». Приводы остронаправленных антенн, установленных на нём, разрабатывал я. Такие же приводы (с некоторыми модификациями) будут установлены на аппаратах «Спектр» и на одном из аппаратов спецназначения. Так вот: проектирование этих весьма ответственных механизмов проводилось вообще без технического задания, на основании устных распоряжений, часто весьма противоречивых. И уже когда приводы изготавливались, только тогда пришло техническое задание на их разработку. Сами же антенны определились ещё позже. Где я угадал, где не очень... Это пример по не самому сложному механизму, устанавливаемому на изделие, просто мне более понятному. Но такой подход — обычная практика в НПО им. С.А. Лавочкина. Добиваться же соблюдения норм, принятых в космической отрасли, весьма чревато будущими неприятностями. Впоследствии этот факт я очень даже ощутил на себе. Еще из жизни. Напрочь отсутствует теоретическое обоснование принимаемых технических решений, хотя по ЕСКД и предусмотрены этапы, предваряющие выпуск рабочей документации. Решающим критерием являются не научно апробированные аргументы, а то — понравится ли конструкция начальнику, или нет. Просто исходя из его эстетических ощущений. Какой-либо инженерный диспут невозможен в принципе. Царит постулат: я начальник — ты дурак. Апеллировать к должностной инструкции бесполезно: это пустая бумажка, а в моем случае (для ведущего специалиста) таковой просто не существовало! Особенно же неприемлемы руководством ОКБ честные (именно не формальные, а объективные, с учетом вероятных условий эксплуатации) расчеты надежности. После моих упорных настояний, что надежность является определяющей в космической технике, поскольку содержит в себе прочностной и другие показатели, а в конечном итоге определяет конструкцию в целом, один из не последних руководителей остроумно возразил: «Надежность — продажная девка империализма. Надо будет — я (именно Я! На все тот же субъективизм, зачастую переходящий в откровенную тупость, наталкиваются и попытки внедрить что-то новое. Здесь приходится слышать ответ: «У нас (понимается в НПО) так еще не делали». И все! Доказывать, что когда-то и паровозов не делали, чаще всего бесполезно. Между тем те же американцы, китайцы и др. не спят и их изделия летают и дальше, и, что еще важнее, гораздо дольше наших. Такие же дела и с испытаниями. В целях мнимой экономии вместо изготовления одного-двух агрегатов для доводочных испытаний, как это и предусмотрено нормативами, в производство закладывается сразу серия, с учетом летных образцов. В итоге исправить конструкцию, если что не так, можно только отчасти. Поэтому на дефекты, выявленные при испытаниях, но не приводящие к откровенной неработоспособности, зачастую просто закрывают глаза. Дескать, все равно вряд ли полетит, а за переделку можно премии лишиться. Но если дефект более очевиден, тогда в брак уходит вся серия. Вот и экономия! В итоге конструктор лишается очевидного в технике права на поисковую ошибку. Отсюда инженерная трусость, безынициативность. Хочу упомянуть и об искусственном разделении структуры ОКБ. Оно поделено на Центры, в каждом из которых свой директор, его замы, плановые отделы и т.п. И такая организация привела к реальной разобщенности некогда единого ОКБ. Центры сами стараются обеспечить себя заказами, и по возможности выполнить этот заказ своими силами, дабы ни с кем не делиться. Отсюда с одной стороны дублирование служб (например, несколько подразделений занимаются редукторами, каждое на свой лад), с другой стороны тот же привод проектируется в трех Центрах — блок управления в одном, электрика в другом, механика — в третьем. И каждая из этих частей не хочет понимать другую. А если случается какая-то нештатная ситуация (а случается это часто), то начинается поиск не причины, а виноватого — каждый валит на другого. Получается как в пословице про дитя и нянек. В общем, Сергей Борисович, проблем, как говорится, выше крыши. Не буду рассказывать о системе «откатов». Это совершенно отдельная тема и ей пусть занимаются, если захотят, компетентные органы. Можно поднять документацию по серии запусков «Демонстраторов», по «Солнечному парусу» — да много по чему... Или по современным, например MetNet. Одно скажу: никто их всерьез не собирался и не собирается запускать. А все эти прожекты, включая и разные там «Луна-Глоб», «Луна-Ресурс» и пр., прежде всего прекрасный повод для бесконечных заграничных вояжей начальственной верхушки и элементарного выкачивания денег из бюджета! А чего стоит эпопея с «Фобос-Грунт»! Вот где настоящая курица, несущая золотые яйца! И если придется все-таки отправить этот аппарат в полет, то очень многие будут искренне огорчены расставанием. Скажете, что все это голословно? Проверьте сами: сопоставьте даты начала работ, израсходованные суммы и оцените, что уже сделано. И оцените не рекламные ролики и не выставочные макеты, а реальное «железо»! Это несложно. Уверяю, если подойти к этому вопросу не предвзято, без опаски обидеть «хороших» людей, то можно найти много любопытного. И не думайте, что я это только сейчас выплескиваю. Сколько там работал, столько и кричал, ругался, доказывал. Пока нужны были приводы, по которым я, позвольте проявить нескромность, считался специалистом, меня еще терпели. Соглашались: да, мол, бардак, но что мы можем? И это говорили начальники не последнего уровня. Я им: «Так кричите, ругайтесь, у вас же больше возможностей! Я вам надоедаю, вы выше бейте, может, что и получится?» Какой там! Кто уже на пенсии — боязно за свое теплое место! А кто еще и выше метит, негоже себе карьеру портить. И как в стену из ваты натыкаешься — ни реакции, ни движения! В итоге все-таки наступила логическая развязка: когда основные работы по моей тематике были завершены, мне устроили элементарную травлю. Заключалась она, прежде всего, в полной профессиональной блокаде. Ну и по мелочи — лишение премий, надбавок и т.п. Записался на прием к Генеральному конструктору, у которого и день для этого определен. Но на подступах к нему тройной рубеж обороны, как перед Москвой в 41-м! Побившись об эту чиновничью стену, я понял, что НПО им. С.А. Лавочкина наплевать и на мой 29-ти летний стаж работы в нем, и на изобретения, которые я внес в копилку его патентов! Можно было бы еще побороться, но я явственно осознал, что окажусь или в психушке, или поневоле стану террористом. Ей-богу, очень хотелось пойти по примеру героя известного фильма «Ворошиловский стрелок»! Но серьезное оружие надо еще поискать, а эта тупая чиновничья масса до того уже достала, что в свои 52 года я просто ушел в никуда. И скажу откровенно, Сергей Борисович: очень обидно! Обидно прежде всего за то, что еще многое не сделал, хотя и мог бы! Обидно и за то, что ощутил себя изделием, которым попользовались, а потом просто выкинули на помойку — «Электро-Л» летает, антенны наводятся, «мавр сделал свое дело»! Конечно, хочется верить, что Вам, Сергей Борисович, удастся наладить дела в подведомственной Вам отрасли. Но что-то заставляет меня усомниться, что даже Вы, со всем Вашим потенциалом, сумеете разгрести эти авгиевы конюшни. В любом случае, желаю Вам удачи! А я все-таки пытался что-то сделать, пусть и не получилось! Морозов Николай Васильевич». Это сообщение отредактировал Aleksandr_ll - 16/11/2011, 01:32 -------------------- Кувалда в руках ума не прибавляет. |
|
» 16/11/2011, 04:55, Aleksandr_ll
|
|
Но ведь запустили!!! И "весьма успешно" ! И ведь пока летает... (правда, совсем не там, где должен был летать) Но летает...
Это сообщение отредактировал Aleksandr_ll - 16/11/2011, 04:57 -------------------- Кувалда в руках ума не прибавляет. |
|
|
||
С недавних пор вся "нацеленность" состоит в грамотном составлении бумаг для прикрытия себя от ответственности. Я тоже ловлю себя на мысли, что после каждого пуска с людьми облегченно вздыхаю: "Уф, на этот раз пронесло!!!". Но процент уверенности каждый раз все ниже и ниже. Не хотелось бы быть пророком в этом деле, но лафа может и кончиться.... Стремление положить в карман "сэкономленное" до добра не доведет. Как я понял автор так и не попал на прием к генеральному, а Иванов разбираться во внутренней кухне и не будет. Ничего в этой жизни не меняется, вспомнился анекдот предыдущих лет: Большие проекты состоят из пяти этапов: 1 - Сначала шумиха. 2 - Потом неразбериха. 3 - Затем поиски виновных. 4 - После того наказание невиновных. 5 - В конце награждение непричастных. Даже трудно сказать, на сколько лет назад нас отбросили эти 20 лет неразберихи.. |
||
|
|
|
Письмо какое-то странное. Не похоже, что это писал разработчик, поскольку не затронута ни одна реальная проблема, существующая на сегодняшний день. Во-первых, не надо свистеть, что он там что-то создавал без технического задания. Без ТЗ не был бы заключен договор, а следовательно, не было бы и финансирования. Да и если даже случилось чудо и профинансировали с другого заказа, ТЗ как правило пишет сам разработчик. То что утверждать его могли долго – верю, но текст у него был по любому. А основная проблема отрасли на сегодняшний день – это то, что на одного разработчика или программиста приходится десяток разрешающих, согласующих, утверждающих и т.п. бездельников, таких как нормоконтроль, ОТК, режим, метрологи и прочие. Военная приёмка – это вообще отдельная песня.. В результате разработчики вместо того, чтобы рисовать схемы, а программисты писать коды – бегают по этим службам и собирают подписи на свою документацию. А в оставшееся время пытаются успеть сделать свою основную работу. В результате получается, как это ни парадоксально, чем строже контроль за качеством продукции, тем она хуже. Чтобы что-то изменить к лучшему, на мой взгляд, следует повысить ответственность главных конструкторов, параллельно разогнав к чёртовой матери упомянутых бездельников и в особенности военных!
|
|
» 17/11/2011, 03:35, Фенолфталеин
|
|
ответственность вплоть до расстрела через повешенье
всей семьи желательно |
|
|
||
Бывший специалист глядел в ТЗ ,а видел фигу. В то время как чёткая ,отлаженная система ,нацеленная на конечный результат , видела ТЗ... В результате каждый получил то , что видел...Бывший специалист - стал бывшим с фигой , а система - попрежнему чётка отлажена и нацелена на новые конечные результаты! |
||
Все темы | | | |
« Предыдущая тема | Перечень тем | »
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
0 Пользователей:
