Парадоксом называется такая задача, после ПРАВИЛЬНОГО решения которой, разум ОТКАЗЫВАЕТСЯ верить в правильность решения.
Не нужно путать с софизмом, где в решении задачи присутствует малозаметная ошибка.
Итак, задача-парадокс о трех дуэлянтах. Чтобы было ближе к преферансу, назовем наших дуэлянтов:
Гроссмейстер - у него вероятность попадания в цель 100% - он ВСЕГДА убивает соперника с первого выстрела;
Мастер - у него аналогичная вероятность составляет 80%; и
Лошок - он убивает с вероятностью всего 50% - загляните в свою информацию об игроке и гляньте % выигранных пуль.
Наши дуэлянты тащат жребий - кто на какой руке сидит - кто будет стрелять первым, кто вторым и кто третьим, и занимают места на равном удалении друг от друга (для любителей геометрии - в вершинах равностороннего треугольника). После етого они приступают к стрельбе до тех пор, пока двое не будут убиты. Стрелять каждый может в кого хочет.
Спрашивается в етой ПРОСТОЙ задачке о вероятностях уцелеть для каждого.
Сперва о стратегиях - в кого же стрелять?
Вариант 1. Первым стреляет гросс. Совершенно ОЧЕВИДНО, что он должен шлепнуть мастера.
Теперь будет стрелять лошок и, с вероятностью 50%, лошок останется в живых.
Вариант 2. Первым стреляет мастер. Не менее очевидно, что он должен стрелять в гросса.
Скорее всего, он его шлепнет, потом будет стрелять лошок. Вдруг попадет! Вероятность лошку выжить снова 50%. А если мастер гросса НЕ шлепнет, то гросс шлепнет мастера, а потом снова будет очередь стрелять лошка. Да. В етом случае таки даже немножко больше 50%
Вариант 3. Первым стреляет лошок. Здесь рассмотрим ТРИ случая.
3.1. Если лошок будет стрелять в гросса и попадет, то потом лошка с вероятностью 80% шлепнет мастер. Если лошок будет стрелять в гросса и промахнется - еще хуже - после выснения отношений отношений между гроссом и мастером, лошок будет убит одним из них, уже ясно, что с вероятностью 90% (среднее между 80% и 100%). Лошку в гросса стрелять НЕВЫГОДНО.
3.2. Если лошок будет стрелять в мастера и попадет - лошок будет с вероятностью 100% убит гроссом. А, если не попадет - то снова убит с вероятностью 90% (см. выше). И в мастера лошку стрелять НЕВЫГОДНО.
3.3. О! Выбираем НЕПРЕФЕРАНСНЫЙ метод! Лошок стреляет В ВОЗДУХ !
Очередь выстрела переходит к его ПРОТИВНИКАМ ! Далее смотреть варианты 1 и 2.
Точное решение (честно, "без балды") выглядит так:
1. Оптимальная стретегия лошка - пока живы ДВОЕ соперников - ВСЕГДА стрелять в воздух.
2. Вероятности выжить после дуэли составляют:
- для Гросса- 27/90 = 30,0%
- для Мастера 16/90 = 17,8%
- для Лошка-- 47/90 = 52,2% (Эти 2,2% - следствие варианта 2).
Это я написал для того, чтобы стало ЕЩЕ БОЛЕЕ ЯСНО. Тем, которые еще не поняли за 2 года моих писаний, что в групповой КОНЕЧНОЙ игре ТРЕХ лиц (преферансная пуля - ето как раз такая игра) стратегия ВЫПУСКА играющего (подсада пасующим вистующего) вполне МОЖЕТ БЫТЬ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРАТЕГИЕЙ. При которой часто ВЫГОДНО не "помогать вистующему" или, будучи вистующим - не "топить играющего", а "отойти в сторонку".
Совершенно очевидно, что для игроков ПРИМЕРНО РАВНЫХ такой фокус "не проходит".
Выводы.
1. Оптимальная стратегия СЛАБОГО игрока в пуле с сильными партнерами - "сиди и не рыпайся" - пущай сильные "сражаются" между собой. Применение "непреферансных методов" более выгодно лошкам.
2. Хотите играть БЕЗ "непреферансных методов" - ОДНО из необходимых условий - нужно сажать в пулю примерно равных игроков.
3. Хотите играть БЕЗ "непреферансных методов" - ВТОРОЕ необходимое условие - игра НЕ ДОЛЖНА быть конечной - перед участниками нужно ставить "далекую цель" - необходим "сквозной" учет длительного периода игры.
--------------------
С уважением, А.Малышев