Правила рэндзю

  1. ПРОЦЕСС ИГРЫ Два игрока (Черные и Белые), поочередно, размещают камни своего цвета, по одному за ход, на
    пересечениях пустой игровой доски, которая состоит из 15 горизонтальных и 15
    вертикальных линий. Первый ход всегда делают Черные в центр доски.



  2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    РЯД
    Набор камней одного цвета, расположенных на одной горизонтальной, вертикальной или диагональной линии и ограниченных краем доски, камнями оппонента или пустыми
    пересечениями. При этом между любыми двумя своими камнями данного набора - не должно
    быть камней оппонента.

    НЕПРЕРЫВНЫЙ РЯД
    РЯД в котором между любыми двумя камнями нет пустых пересечений.

    ПЯТЕРКА
    НЕПРЕРЫВНЫЙ РЯД содержащий ровно 5 камней.

    ДЛИННЫЙ РЯД
    НЕПРЕРЫВНЫЙ РЯД содержащий 6 или более камней.

    ОТКРЫТАЯ ЧЕТВЕРКА
    НЕПРЕРЫВНЫЙ РЯД из 4-х камней, из которого можно получить ПЯТЕРКУ двумя различными способами, добавив еще один камень (на самом деле, если говорить более точно, понятие
    ОТКРЫТОЙ ЧЕТВЕРКИ зависит от цвета камней ее составляющих - смотри пример на
    иллюстрации)

    ЧЕТВЕРКА
    РЯД содержащий 4-е камня, из которого можно получить ПЯТЕРКУ, добавив еще один камень.

    ТРОЙКА
    РЯД из 3-х камней, из которого можно получить ОТКРЫТУЮ ЧЕТВЕРКУ, добавив ровно один камень.

    ВИЛКА ЧЕТЫРЕ-НА-ЧЕТЫРЕ
    Постановка камня на пустое пересечение, при котором образуется больше одной ЧЕТВЕРКИ одновременно, каждая из которых содержит поставленный камень.

    ВИЛКА ТРИ-НА-ТРИ
    Постановка камня на пустое пересечение, при котором образуется больше одной ТРОЙКИ одновременно, каждая из которых содержит поставленный камень.

  3. ХОД
    Ходом считается либо постановка камня на одно из пустых пересечений игровой доски,
    либо отказ игрока от своего права поставить камень на доску (игрок пропускает ход).

  4. ЗАПРЕЩЕННЫЕ ХОДЫ
    1. Пропуск хода запрещен в течение первых трех ходов для обоих игроков.
    2. Вторым ходом (напомним что в Рэндзю применяется сквозная нумерация ходов) Белые имеют право поставить свой камень только вплотную к первому камню
      Черных
      .
    3. Для Белых нет других запрещенных ходов.
    4. Третьим ходом Черные имеют право поставить свой камень только в пределах центрального квадрата размером 5х5.
    5. Если Черные своим ходом строят ПЯТЕРКУ, то все запрещения перечисленные в п.4.F. НЕ принимаются во внимание.
    6. Черным запрещено (Фолы):
      1. Строить ДЛИННЫЕ РЯДЫ
      2. Строить ВИЛКИ ЧЕТЫРЕ-НА-ЧЕТЫРЕ
      3. Строить ВИЛКИ ТРИ-НА-ТРИ
        (однако существуют некоторые вилки 3х3, которые черным все же разрешены (Псевдофол),
        см. п.4.G.).
    7. Черная ВИЛКА ТРИ-НА-ТРИ считается разрешенной (псевдофол) если выполняется хотя бы одно из двух следующих условий:
      1. Не более одной ТРОЙКИ может быть превращено в ОТКРЫТУЮ ЧЕТВЕРКУ, добавлением камня, который при этом не образует ДЛИННОГО РЯДА или ВИЛКИ ЧЕТЫРЕ-НА-ЧЕТЫРЕ. Для того,
        чтобы проверить является ли ВИЛКА ТРИ-НА-ТРИ разрешенной, в соответствии с этим правилом,
        следует мысленно добавить камень, который строит эту ВИЛКУ ТРИ-НА-ТРИ и затем продолжить
        мысленно достраивать образовавшиеся ТРОЙКИ до ОТКРЫТЫХ ЧЕТВЕРОК подсчитывая их. Если при
        любом таком достраивании (напомним, что некоторые ТРОЙКИ можно достроить до
        ОТКРЫТЫХ ЧЕТВЕРОК двумя способами) образуется ДЛИННЫЙ РЯД или ВИЛКА ЧЕТЫРЕ-НА ЧЕТЫРЕ,
        то такую ТРОЙКУ следует исключить из подсчета. Если результат подсчета дает меньше двух
        легальных ТРОЕК - то такая ВИЛКА ТРИ-НА-ТРИ разрешена.
      2. Не более одной ТРОЙКИ может быть превращено в ОТКРЫТУЮ ЧЕТВЕРКУ, добавлением камня, который при этом не образует ЗАПРЕЩЕННОЙ ВИЛКИ ТРИ-НА-ТРИ. Для того,
        чтобы проверить, является ли ВИЛКА ТРИ-НА-ТРИ разрешенной, в соответствии с этим правилом,
        следует мысленно добавить камень, который строит эту ВИЛКУ ТРИ-НА-ТРИ и затем продолжить
        мысленно достраивать образовавшиеся ТРОЙКИ до ОТКРЫТЫХ ЧЕТВЕРОК подсчитывая их. Если при
        любом таком достраивании образуется НОВАЯ ВИЛКА ТРИ-НА-ТРИ, то эту новую вилку следует также
        проверить - является ли она запрещенной или разрешенной в полном соответствии с пунктами
        4.G.а и 4.G.b. Если новая вилка является ЗАПРЕЩЕННОЙ, то проверяемую ТРОЙКУ следует
        исключить из подсчета. Если результат подсчета дает меньше двух легальных ТРОЕК -
        то такая ВИЛКА ТРИ-НА-ТРИ разрешена.

  5. ВЫИГРЫШ
    Игра считается закончившейся выигрышем одного из игроков, в следующих случаях:
    1. Выигравшим считается игрок, первым построивший ПЯТЕРКУ.
    2. Белые могут также выиграть построив ДЛИННЫЙ РЯД.
    3. Игрок будет считаться выигравшим, если у его оппонента истекло отведенное на игру время.
    4. Игрок будет считаться выигравшим, если его оппонент сдался.

  6. НИЧЬЯ
    Игра считается закончившейся вничью:
    1. Если на доске не осталось ни одного пустого пересечения куда можно было бы поставить камень и ни один игрок при этом не добился ВЫИГРЫША.
    2. По взаимному согласию обоих игроков
    3. После двух пропусков хода подряд (на сервере Gambler этот пункт правил НЕ РЕАЛИЗОВАН).
Для более полного понимания, приведем иллюстрации демонстрирующие основные положения
правил:

 ПЯТЕРКИ и ДЛИННЫЙ РЯД На данной диаграмме показаны горизонтальная и диагональная ПЯТЕРКИ Черных,
вертикальная ПЯТЕРКА Белых и горизонтальный ДЛИННЫЙ РЯД Белых.


 ОТКРЫТЫЕ ЧЕТВЕРКИ На данной диаграмме показаны ОТКРЫТЫЕ ЧЕТВЕРКИ.
НО ВНИМАНИЕ!!!! - горизонтальная Черная четверка НЕ является ОТКРЫТОЙ ЧЕТВЕРКОЙ, так как существует только одна единственная возможность превратить ее в ПЯТЕРКУ - ход в пункт A. Ход в пункт B -
превратит ее в ДЛИННЫЙ РЯД, который запрещен для Черных. При этом Белую горизонтальную
четверку все же следует считать ОТКРЫТОЙ ЧЕТВЕРКОЙ, так как ДЛИННЫЙ РЯД для Белых
является точно таким же выигрышем как и ПЯТЕРКА, поэтому для этой четверки существует
два хода (E и F) ведущих к выигрышной комбинации.


 ЧЕТВЕРКИ На данной диаграмме показаны ЧЕТВЕРКИ, не являющиеся ОТКРЫТЫМИ ЧЕТВЕРКАМИ.
Буквами отмечены единственные возможные ходы превращающие их в ПЯТЕРКИ.


 ТРОЙКИ На данной диаграмме показаны ТРОЙКИ.
Буквами отмечены ходы превращающие их в ОТКРЫТЫЕ ЧЕТВЕРКИ.
Для горизонтальной Белой тройки существуют два возможных варианта превращения
ТРОЙКИ в ОТКРЫТУЮ ЧЕТВЕРКУ (C и D), для всех остальных ТРОЕК
показанных на диаграмме, существует только один такой ход.


 Комбинации НЕ являющиеся ТРОЙКАМИ ВНИМАНИЕ!
На данной диаграмме показаны комбинации камней, кажущиеся на первый взгляд ТРОЙКАМИ,
но на самом деле ими не являющиеся.
Почему это именно так - оставим в качестве упражнения для читателя.


 ВИЛКИ ЧЕТЫРЕ-НА-ЧЕТЫРЕ На данной диаграмме показаны ВИЛКИ ЧЕТЫРЕ-НА-ЧЕТЫРЕ.
Буквами обозначены ходы создающие такие вилки для Белых.


 ВИЛКИ ТРИ-НА-ТРИ На данной диаграмме показаны ВИЛКИ ТРИ-НА-ТРИ.
Ходы A, B и C создают такие вилки для Белых, а
D, E и F - для Черных.

 Первые три хода Иллюстрация к пунктам правил 4.B (слева) и 4.D (в центре и справа).
Слева показаны все возможные вторые ходы Белых. При этом, ходы
A, C, E и G ведут к так называемым Диагональным Дебютам (в центре), а ходы B, D, F и H - к
Вертикальным Дебютам (справа).
В центре и справа показаны все возможные третьи ходы Черных, после второго хода Белых,
соответственно A и H. Числа на этих картинках показывают номера дебютов,
разыгрываемых после соответствующих ходов. То есть, например, если Белые вторым ходом
сходили в пункт A, а Черные после этого сходили в пункт 10 - это означает,
что в данной партии разыгрывается 10-й Диагональный Дебют, который имеет также и другое
название: "Сияние".


 Фолы Иллюстрация к пункту правил 4.F.
На иллюстрации показаны запрещенные для Черных ходы (Фолы):
A - запрещенный для Черных ДЛИННЫЙ РЯД, B - запрещенная для Черных ВИЛКА ЧЕТЫРЕ-НА-ЧЕТЫРЕ, C - запрещенная для Черных ВИЛКА ТРИ-НА-ТРИ.
ВНИМАНИЕ! Из-за того, что для Черных существуют запрещенные ходы - у Белых появляется изящная возможность выиграть, используя Фолы Черных.
Например на приведенной иллюстрации, выигрышными для Белых становятся ходы D (Черные не могут закрыть образовавшуюся ЧЕТВЕРКУ из-за того, что ход A для них
запрещен), E (Черные не могут закрыть в B из-за фола), а также
последовательность ходов G - H (первую ЧЕТВЕРКУ Белых Черные закроют в
пункт F, а вот вторую в пункт C уже не смогут из-за фола).
В данном примере, для Белых существует еще одна возможность выиграть, используя фол
Черных : пункт E - не является в данный момент запрещенным для Черных,
но если Белые сходят сначала в F, то Черные вынуждены закрыть в G, после
чего пункт E становится фолом (ВИЛКА ТРИ-НА-ТРИ) и Белые выигрывают ходя в B.


 Псевдофол Иллюстрация к пункту правил 4.G.
Казалось бы Белые здесь легко выигрывают при своем ходе - ход в пункт B,
и Черные не могут закрыть ЧЕТВЕРКУ Белых в пункт A, так как при этом
им придется построить ВИЛКУ ТРИ-НА-ТРИ. Но на самом деле ВИЛКА ТРИ-НА-ТРИ в
пункте A является РАЗРЕШЕННОЙ ВИЛКОЙ (псевдофол) для Черных, потому что,
чтобы достроить горизонтальную ТРОЙКУ до ОТКРЫТОЙ ЧЕТВЕРКИ, Черным необходимо
сходить в пункт С и при этом построить ВИЛКУ ЧЕТЫРЕ-НА-ЧЕТЫРЕ, которая
запрещена для Черных. В принципе правило 4.G можно переформулировать несколько проще : ВИЛКА ТРИ-НА-ТРИ является разрешенной для Черных, если не более
одной ТРОЙКИ, из этой вилки, можно достроить до ОТКРЫТОЙ ЧЕТВЕРКИ разрешенным ходом. В данном случае только диагональную ТРОЙКУ вилки A можно достроить до
ОТКРЫТОЙ ЧЕТВЕРКИ разрешенным ходом. Для горизонтальной ТРОЙКИ не существует
разрешенных ходов, достраивающих ее до ОТКРЫТОЙ ЧЕТВЕРКИ, поэтому Черная ВИЛКА ТРИ-НА-ТРИ в пункте A - разрешена.
Но у Белых здесь все же существует другой выигрыш используя фолы Черных. Его
поиск оставим читателю в качестве упражнения.