Длинные нарды

Длинные нарды
Команды - лидеры
1. Профиль
2. Зарики веселые
3. Удачная Авантюра
4. Волшебные Зары
5. Авантюристы
Длинные нарды
Лучшие игроки
1. АлискаКиска
2. мастер1
3. dimych
4. Толян_К
5. Speedy
6. Varzuga
7. Byka
8. xSVZx
9. МАРАТИЩЕ
10. фед

Длинные нарды - разновидность нард, особенно распространенная на территории бывших южных республик СССР и на Кавказе. Доска и набор фишек аналогичны коротким нардам, отличие - в стартовой расстановке и правилах (нет выбивания).

Правила длинных нард

Играют вдвоем на обычной доске для нард. У каждого игрока по 15 фишек своего цвета, которые расставляются на своей части доски вдоль правой стороны. Первоначальная расстановка фишек показана на Рис.1. Каждый игрок имеет право передвигать только фишки своего цвета.
Рис 1.  Начальное расположение фишек на доске (позиция 12 и 24) называется "голова", ход с этого положения называется "ход с головы" ("взять с головы"). За один ход с головы можно взять только одну фишку. Ход осуществляется броском двух кубиков (игральных костей). Игроки делают ходы по очереди, передвигая свои фишки в зависимости от выпавших значений. Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов (пипсов) игрок должен передвинуть свои фишки. Ход игрока - это бросок кубиков, а также движение фишек после броска.

Цель игры

Игрок должен пройти всеми фишками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в "дом" и "выбросить" их раньше, чем это сделает противник. "Домом" для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля, начинающаяся с клетки, отстоящей от "головы" на 18 клеток.

Термин "выбрасывать" означает делать фишкой такой ход, чтобы она оказывалась за пределами доски. "Выбрасывать" фишки можно только после того, как все фишки "пришли в дом". Следовательно, чёрные идут из зоны 12-7 в зону 13-18, а белые из зоны 19-24 в зону 1-6 (Рис.2).

Рис 2. 
Движение фишек Игрок кидает одновременно два кубика. После броска игрок передвигает любую из своих фишек на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую фишку - на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. То есть, если на одном кубике выпало "три", а на другом "пять", то, соответственно, можно передвинуть одну свою фишку на три клетки, а другую - на пять клеток. В этом случае можно передвигать одну фишку на восемь клеток. Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения. При этом с головы можно брать только одну фишку (Рис. 3).

Рис. 3.  Два способа, которыми белые могут сыграть [5][3] .

Первый бросок партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила. Если одна фишка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую. Таких бросков для игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три - при них мешают фишки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две фишки.
Если на обоих кубиках выпадает одинаковое количество очков (дубль), тогда количество очков удваивается, то есть игрок играет так, как будто кинул четыре кубика и может сделать четыре хода на число ячеек, выпавшее на одном кубике.
До окончания своего хода игрок может передвигать свои фишки по своему усмотрению, если это не противоречит правилам.
На одно поле позволяется ставить произвольное количество фишек одного цвета. На поле, занятую фишкой противника, свою фишку ставить нельзя.
Если фишки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь фишкой, то она оказывается запертой. Не запрещено строить блоки из 6 фишек, однако все пятнадцать фишек противника запирать нельзя.
Вы имеете право выстроить заграждение из шести фишек только в том случае, если хотя бы одна фишка противника находится перед этим заграждением.
Возможная конвенция:
Вы имеете право выстроить заграждение из шести фишек только в том случае, если хотя бы одна фишка противника зашла в дом.

Рис 4. 

Не считается ошибкой ход "пробегом", т.к. он делается во время хода игрока и не создает помех своему оппоненту.

Если игрок не может сделать ни одного хода то он пропускает ход.
Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он не имеет права его сократить, даже если это в его интересах. То есть, если игроку выгоднее сделать "три", а выпало "шесть" и есть возможность пойти "шесть", то следует ходить "шесть".
Если выпали такие числа, которые позволяют игроку сделать только один ход, причем любой из двух, то игрок должен выбрать больший. Меньшее число пропадает.

Выбрасывание

Выбрасывать фишки - это значит делать такие ходы, чтобы фишка оказывалась за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать фишки только тогда, когда все его фишки пришли в дом.
В процессе выведения фишек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на кубиках, по своему усмотрению: он может сыграть фишкой в доме или ее выбросить. Выбрасывать фишки можно только с полей, соответствующих выпавшим значениям на кубиках. Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну фишку с 6-го поля и одну фишку с 3-го поля (три можно сыграть с 6, 5 или 4 поля).
В процессе выведения фишек с собственного дома разрешается выводить фишки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда фишек нет. Например, если на кубиках выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет фишек, то игрок может вывести из дома две фишки со следующего по порядку, четвертого поля, если и там нет фишек, то с третьего, если и там нет - со второго и т.д.

Результат игры

Ничьей в нардах нет. Если один игрок выбросил все свои фишки, второй считается проигравшим, даже если следующим броском может тоже выбросить все свои фишки. Партия заканчивается.
Однако, в некоторых вариантах правил и в некоторых турнирах, может применяться игра "с ничьей", в которой в партии всегда делается четное число ходов, то есть если игрок, ходивший первым, выбросил все свои фишки, его соперник имеет право сделать еще один ход. И в случае, если он тоже выбросил фишки, фиксируется ничья.
Дополнительные правила смотрите на страничке конвенции.