ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки

Из Шашечного Кодекса 1986 г.


В качестве первой публикации подраздела "Школа композиции", как и всего раздела "Композиция" в целом, мы приводим пятую главу "Шашечного Кодекса СССР" 1986 года, посвященнную ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ.

Прежде чем начинать о чем либо разговор, надо знать о чем будем говорить. Возможно кто-то захочет возразить, мол нет Союза - нет и кодекса 1986 года! Но, господа, шашки вместе с Союзом не распались. И кодекс 1986 года по прежнему остается примером достойного законотворчества, хотя, признаюсь, местами и он требует переработки!

А потому для ознакомления с предметом разговора шашечный кодекс "несуществующей страны" вполне подходит. К тому же не забывайте, что это первый и единственный опыт внесения ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИИ в Кодекс!

Петр ШКЛУДОВ


5. ПРАВИЛА ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ


5.1. Предмет шашечной композиции

5.1.1. Определение

Шашечная композиция - вид творчества, развившийся из практических партий. Цель композиции - показать новые возможности шашечной игры в художественной форме.

Каждая шашечная композиция основана на материале и правилах игры и характеризуется определенным заданием.

Выполнить задание (решить композицию) - значит найти вариант (серию ходов за белых и черных) или совокупность вариантов, раскрывающих авторский замысел.

Варианты решения разделяются на тематические (композиционные) и дополнительные. Кроме них, составной частью замысла автора могут быть "ложные следы" - попытки выполнить задание, встречающие опровержение.

Шашечные композиции должны отвечать ряду формальных и художественных требований. Формальные требования являются обязательными, при их нарушении композиция дефектна и не может существовать. Нарушение художественных требований влияет на оценку произведения. Формальные и художественные требования могут изменяться в процессе развития композиции.

5.1.2. Классификация

Шашечная композиция классифицируется по системам игры (русские и международные шашки), видам (основные и особые), группам (в зависимости от задания, количества и качества игрового материала).

5.1.3. Основные виды композиции

К основным видам (жанрам) относятся композиции, отличающиеся по характеру игры, - проблемы, этюды, задачи и позиционные концовки. Они определяют главное направление в советской художественной школе шашечной композиции.

Во всех основных видах композиции задание выполняют белые, решение должно начинаться с неударного хода. В проблемах, этюдах и позиционных концовках заданием является "Выигрыш" или "Ничья", в задачах - "Запирание".

ПРОБЛЕМА - композиция с преобладанием комбинационной игры и количеством белых шашек (простых, дамок) более четырех.

По соотношению шашек проблемы подразделяются на группы.

В русские шашки: а) миниатюры (до 6 простых с каждой стороны); б) концовки (до 12 простых с каждой стороны); в) проблемы с дамками и простыми в начальной позиции.

В международные шашки: а) миниатюры (до 7 простых с каждой стороны); б) средние проблемы (до 12 простых с каждой стороны); в) большие проблемы (до 20 простых с каждой стороны); г) практические проблемы (с простыми); д) проблемы с дамками и простыми в начальной позиции.

ЭТЮД - композиция с игрой, характерной для эндшпиля, и количеством шашек у белых не более четырех, у черных - не более шести.

ЗАДАЧА - композиция с преобладанием комбинационной игры и заданием запереть определенное количество шашек.

Задачи в русские и международные шашки подразделяются по заданию на две группы: а) на запирание простых; б) на запирание дамок и дамок с простыми.

Различают также задачи-миниатюры, в которых силы белых ограничены семью единицами.

ПОЗИЦИОННАЯ КОНЦОВКА - композиция с преобладанием позиционных и этюдных приемов игры и количеством шашек с каждой стороны не более восьми. Позиционные концовки встречаются только в русских шашках.

Примечание. Статьи Правил охватывают основные виды композиции, но с соответствующими поправками могут применяться и к особым видам.

5.1.4. Особые виды композиции

К ним относятся композиции:

а) с передачей первого хода черным (например, ход черных - белые выигрывают);

б) с изменением очереди хода и сохранением задания (например, выигрыш белых независимо от очереди хода);

в) с изменением очереди хода и задания (например, ход белых - выигрыш, ход черных - ничья);

г) с двумя заданиями (одно из которых, например, выполняется при повороте доски на 180° );

д) с двумя или более разными художественными решениями (двойная проблема, двойной этюд и т. д.);

е) с обратным заданием (поддавки);

ж) изобразительные (дамографические), воспроизводящие при помощи шашек на доске буквы, цифры, рисунки, а также символические, в которых процесс решения отображает какое-либо событие;

з) на ретроградный анализ (восстановление предшествующих ходов для доказательства легальности заданной позиции) ;

и) задумки (например, задания с добавлением или снятием шашек с доски в начальной позиции).


5.2. Формальные требования

5.2.1. Основные принципы

Общими необходимыми требованиями к основным видам композиции являются легальность начальной позиции, решаемость, экономичность конструкции и финала, наличие тематических вариантов, единственность решения, а также условие соответствия виду. К проблемам и задачам предъявляются дополнительные формальные требования, учитывающие специфику жанра.

5.2.2. Легальность

Начальная позиция должна быть легальной, т. е, соответствовать правилам игры. В сомнительных случаях автор обязан указать возможный последний ход черных и белых.

5.2.3. Решаемость

Задание должно выполняться во всех вариантах решения. Если хотя бы в одном из них задание выполнить нельзя, то композиции не существует.

5.2.4. Экономичность конструкции и финала

Общий принцип экономичности формы композиции состоит в выполнении авторского замысла минимальными средствами. Экономичность формы выражается в экономичности начальной позиции (конструкции), игры и финальной позиции. Экономичность конструкции и финала имеет для шашечной композиции столь важное значение, что отнесена к формальному требованию.

В начальной позиции необходимо стремиться к равновесию сил сторон.

Экономичность конструкции заключается в обязательном участии всех шашек в решении. Недопустимы статисты- шашки, которые можно снять с доски без нарушения авторского замысла и формальных требований. Создание экономичных финалов или „ложных следов" при помощи статистов также не оправдано.

Экономичность финала требует, чтобы в нем у белых не оставалось шашек, ненужных для выполнения задания.

5.2.5. Тематический вариант

Замысел автора выражается в тематическом (композиционном) варианте или в совокупности тематических вариантов. Это продолжения с художественным решением - точным порядком единственных ходов, приводящих к экономичному финалу.

Большинство проблем из-за форсированного характера игры представляют собой композиции с одним тематическим вариантом.

В задачах требуется не менее двух вариантов, причем каждый должен быть тематическим.

В этюдах и позиционных концовках тематическую окраску могут иметь не все варианты или их ответвления. Применительно к этим жанрам чаще употребляется термин „композиционное разветвление". Этюды и позиционные концовки должны иметь не менее двух композиционных разветвлений.

Примечание. Формальные и художественные требования к этюдам и позиционным концовкам тождественны, поэтому в дальнейших статьях Правил требования рассматриваются только к этюдам.

5.2.6. Единственность решения

Единственность решения требует, чтобы в тематических вариантах задание выполнялось без побочных решений только одним, задуманным автором, путем.

Побочные решения принято различать на полные и частные. Полным побочным считается решение всей композиции способом, не предусмотренным автором. Любая неточность первого хода или последующих ходов до начала разветвления на тематические варианты приравнивается к полному побочному решению.

Частное побочное решение - выполнение задания в одном или нескольких вариантах способом, отличным от авторского. Частное побочное решение в проблемах с одним тематическим вариантом, а также в любом варианте задачи недопустимо.

Требование единственности решения не распространяется на игру в финалах проблем и на игру с одной белой шашкой в финальных позициях этюдов.

5.2.7. Дополнительные формальные требования к проблемам

1. В начальной позиции не разрешается перевес сил у черных более, чем на одну шашку. Со стороны белых такой перевес допустим.

2. Финалом проблемы считается позиция, возникшая после завершения комбинационного замысла белых. В ней право совершить неударный ход принадлежит черным. Допустимы финалы с одной белой шашкой (без черных).

3. В тематическом варианте проблем в международные шашки запрещаются перестановки и другие неточности ходов, кроме альтернативного хода и удара.

Альтернативный ход - это двухтактное (за два хода) передвижение белой шашки на одно и то же поле через разные клетки доски.

Альтернативный удар - бой белых на одно и то же поле, возможный в разных направлениях. К частному побочному решению приравнивается заключительный удар дамкой на разные поля одной диагонали.

4. В проблемах с дамками и простыми дамки должны выполнять свои функции в процессе игры.

5. В практических проблемах начальная позиция должна быть естественной, т. е. похожей на положение из практической партии.

Примечание. Для практических проблем допустимы отклонения от требований, изложенных в пунктах 5.2.4, 5.2.5 и 5.2.7 (п.З).

5.2.8. Дополнительные формальные требования к задачам

1. Все финалы задачи должны быть экономичными.

2. Задание должно выполняться точно, т. е. запирается только такое количество и качество шашек, которое указано в условии задачи.


5.3. Художественные требования

5.3.1. Основные принципы

Художественные требования к композиции определяются единством формы и содержания, соответствием идейного замысла и средств для его воплощения. К общим художественным требованиям относятся оригинальность замысла, вариантность игры, экономичность внешней формы и игры, чистота решения, красота решения. Ко веем основным жанрам композиции предъявляются также дополнительные художественные требования.

5.3.2. Оригинальность замысла

Оригинальность замысла заключается не только в идейной или тематической новизне. Новое, красивое, более удачное оформление известных идей, тем и финалов в той или иной степени тоже относится к оригинальности.

5.3.3. Вариантность игры

Количество и качество тематических вариантов, "ложных следов" характеризуют основное содержание композиции. Чем больше выбор продолжений у черных и чем чаще задание выполняется художественным способом, тем богаче, как Правило, произведение. Заманчивые, но неудачные попытки белых ("ложные следы") позволяют лучше подчеркнуть авторский замысел.

К достоинству одновариантной проблемы могут быть отнесены и дополнительные комбинационные варианты (с неэкономичными финалами, неточностями в игре), если они достаточно интересны по содержанию.

В некоторых проблемах возможен синтез разных по характеру игры вариантов (например, комбинационных и позиционных) . В таких случаях авторам следует помнить, что комбинационная игра должна быть наиболее зрелищной частью решения.

5.3.4. Экономичность внешней формы и игры

Экономичность внешней формы - это восприятие рисунка начальной позиции. Легкая и естественная расстановка шашек делает композицию более привлекательной, а ее решение - более доступным для всех любителей шашечной игры. Поэтому миниатюра при прочих равных условиях лучше громоздкой позиции. Экономичность игры предусматривает активное участие всех шашек в решении, отсутствие вступительных ходов, не несущих идейной нагрузки. Надставка в начале решения (размен для передачи хода черным) снижает впечатление от композиции и должна быть оправдана обогащением содержания. Следует избегать, по мере возможности, пассивных шашек (даже тогда, когда они кажутся необходимыми для соблюдения формальных требований).

5.3.5. Чистота решения

Чистота решения подразумевает отсутствие допустимых неточностей игры в тематических вариантах и их финальных позициях.

Наиболее типичной неточностью игры является перестановка ходов. Перестановка отдаленных от начала решения и смежных ходов (например, 5-го и 6-го) считается меньшим недостатком, чем перестановка ближних и несмежных ходов (например, 3-го и 5-го). Однако в любом случае автор должен стараться устранить этот изъян.

В проблемах и этюдах большое значение придается чистоте игры в финалах.

5.3.6. Красота решения

Красота решения достигается неочевидным вступлением, скрытыми, труднонаходимыми жертвами или ходами (маневрами), эффектными заключительными ударами и финалами.

В этюдах тонкие маневры впечатляют гораздо больше, чем форсированная игра. Желательно, чтобы исход борьбы сторон в большинстве вариантов не был ясен до самого конца, а решение сопровождалось ,,ложными следами".

В проблемах на стоклеточной доске важным элементом красоты решения являются экономичные жертвы на правило большинства.

Дополнительные, второстепенные варианты не должны затемнять тематическую игру в проблемах и этюдах. Если начало решения в них приводит к появлению продолжений с невыразительной и затяжной игрой, с неэкономичными и громоздкими финалами, то такое вступление не оправдано.

5.3.7. Дополнительные художественные требования к проблемам

1. Степень оригинальности замысла в проблеме определяемая:

а) новизной комбинационной темы, идеи или их сочетания;

б) новизной оформления темы, идеи или их сочетания;

в) новизной контригры черных и ее опровержения;

г) новым или редким финалом (финальным мотивом).

2. Естественность расстановки, логичность последнего хода черных, равенство сил. Наличие в исходной позиции белой простой g1 при черной простой Ь2 (и, соответственно, белой 50 или черной 45).

3. Активность всех шашек в комбинации.

4. Оптимальное (лучшее для выражения авторского замысла) расположение шашек - на строго определенных местах.

5. В проблемах на 64-клеточной доске - отсутствие перестановок ходов, четкость заключительного удара, в проблемах на стоклеточной доске - отсутствие альтернативных ходов и ударов, частного побочного решения в финале.

6. В проблемах в международные шашки желательно избегать неэкономичных жертв. Жертва двух или более белых шашек одним ходом в одном направлении считается неэкономичной и грубой (исключение - жертва двух единиц, после которой черная шашка, пройдя через дамочное поле, остается простой).

При жертве белых шашек на правило большинства черные имеют иллюзорный выбор удара в двух или нескольких направлениях. Если в каком-то направлении отдается на одну шашку меньше, чем для обязательного удара, то жертва признается экономичной (примеры - 1:2, 1:3:4, 2:2:4:5). Отклонения от этого условия (например, 1:3 или 1:2:4) являются случаями неэкономичных жертв и снижают оценку проблемы. Идеальной жертвой считается такая, которая создает иллюзорный выбор боя типа 1:2, 1:1:2, 2:3:4 и т. п.

5.3.8. Дополнительные художественные требования к этюдам

1. Степень оригинальности замысла в этюде определяется:

а) новизной схем, финалов, мотивов и их сочетаний;

б) новизной игровых приемов и их сочетаний;

в) новым сочетанием композиционных разветвлений;

г) тематическими повторениями (эхо-финалы, эхо-мотивы и т. д.) и наличием "ложных следов".

2. Надставка и готовый удар (нападение черных в начальной позиции) - серьезные недостатки этюдов.

3. Роль "ложных следов" в этюдах зависит от их качества. Они могут влиять на вариантность игры, если отвечают требованиям, предъявляемым к композиционному разветвлению решения. Тематический (т. е. подчеркивающий основной замысел) "ложный след" приравнивается к композиционному варианту решения.

4. Финалом композиционного разветвления считается:

а) финальная позиция с одной единицей у белых;

б) финальный мотив (прием), в котором участвуют все белые шашки.

5. В композиционном разветвлении допустима одна неточность, не приводящая к частному побочному решению: а) перестановка ходов; б) движение простой в дамки через соседние поля доски; в) ход или удар дамкой на разные поля одной диагонали; г) удлинение решения на один ход без повторения позиции; д) затяжка решения с повторением позиции.

5.3.9. Дополнительные художественные требования к задачам

1. Степень оригинальности замысла в задаче определяется:

а) новыми или редкими финалами;

б) новизной сочетания финалов;

в) новизной игровых приемов и их сочетания.

2. Отсутствие готовых ударов и финалов в начальной позиции.

3. Отсутствие "мертвых" (неподвижных, но косвенно играющих) и пассивных шашек.

4. Устранение в отдельных вариантах перестановок ходов и двойственностей игры (возможности выполнить задание разными способами, хотя и близкими к авторскому),

5. Различие финалов (запирание шашек на разных полях доски)


5.4. Публикация и приоритет

5.4.1. Публикация и участие в соревновании

Композиция начинает существовать со дня первой публикации в печатном органе (тиражом не менее 100 экземпляров) или со дня истечения последнего срока присылки на соревнование.

При публикации принято давать сопутствующую информацию к диаграмме (или позиции в нотации) в таком порядке: имя и фамилия автора (соавторов), место жительства автора, диаграмма, задание.

Примечание. Неопубликованные композиции, получившие высокие отличия на соревнованиях (призы, оценки), имеют привилегию на публикацию при подведении итогов соревнования.

5.4.2. Приоритет

Приоритет автора на композицию устанавливается датой ее первой публикации или датой истечения последнего срока присылки на то соревнование, в котором композиция участвовала впервые.

Рекомендуется еще одна форма выявления авторского приоритета - регистрация новых композиций в централизованном порядке государственной организацией.

При последующих перепечатках композиции в любых изданиях должны быть указаны имя и фамилия автора, время первой публикации и источник заимствования.

Преднамеренная публикация (или посылка на соревнование) чужой композиции под своей фамилией является плагиатом и влечет за собой ответственность по закону об охране авторских прав.

5.4.3. Предшественники и переработка

Предшественник - ранее опубликованное или ранее участвовавшее в соревновании произведение, содержание и оформление которого в той или иной степени совпадает с новой композицией. При этом не имеет значения, знал автор новой композиции старую или не знал.

Различают полного и частичного предшественников. В первом случае совпадают и форма, и содержание, во втором - только содержание. Примером полного предшественника является вариация ранее известного произведения - видоизменение конструкции при незначительной разнице в содержании. К вариациям относятся сдвиг позиции по доске, зеркальное отображение позиции, перестановка шашек, замена или добавление второстепенных ответвлений решения. Композиция, имеющая полного предшественника, теряет право на существование.

При частичном предшественнике композиция публикуется с указанием старого автора "А" и нового - "Б". Если старая композиция улучшена несущественно (например, устранен дефект), то новая приводится под фамилией "А", ниже которой указывается "Переработка "Б". Подобные переработки не имеют права участвовать в соревнованиях. При существенном улучшении старой композиции новая публикуется под фамилией "Б", а ниже указывается "По "А". Такие переработки могут участвовать в соревнованиях, но автор обязан упоминать источник заимствования.

Композиция, имеющая дефект, может быть исправлена автором и вновь опубликована в любом издании или повторно принять участие в соревновании, как оригинальное произведение, только один раз.

Автор имеет привилегию в течение пяти лет на исправление, улучшение или объединение своих композиций (опубликованных, участвовавших в соревновании). Если за это время автор не исправил и не улучшил композицию, то право на ее переработку получает любой другой композитор.

По согласованию с автором старой композиции другой составитель может ее исправить или переработать и опубликовать новое произведение как совместное ("А" и "Б").

Композиция, забракованная на соревновании по любой причине, после исправления или реабилитации может принять участие только в одном новом соревновании (помимо ближайшего чемпионата СССР).

Автор имеет право на любые вариации своего произведения, но к участию в соревнованиях допускается только одна из вариаций.


5.5. Соревнования по составлению композиций

5.5.1. Системы соревнований

Основными видами личных и командных соревнований по составлению композиций являются конкурсы, чемпионаты (первенства) и матчи.

Соревнования по композиции могут проводить государственные и общественные организации: комитеты по физической культуре и спорту, шашечные федерации, клубы, редакции газет и журналов

Все условия проведения соревнований, кроме изложенных в настоящих Правилах, включаются в положение о соревновании.

5.5.2. Конкурсы

В конкурсе составления композиций выявляются лучшие произведения из числа присланных на данное соревнование.

Конкурсы делятся на свободные по теме и тематические (на заданную тему), открытые (судьям известны авторы композиций) и закрытые (судьям авторы композиций неизвестны) . Организаторы могут проводить конкурс по одному или нескольким разделам композиции, по произведениям в русские или международные шашки.

В зависимости от состава участников проводятся международные, всесоюзные, республиканские и местные (краевые, областные, городские) конкурсы.

Победители конкурса награждаются призами, дипломами, грамотами или свидетельствами,

В положении о проведении конкурса должны быть указаны: а) организация, проводящая конкурс; б) характер конкурса (например, всесоюзный, тематический, открытый); в) разделы композиции; г) допустимое количество композиций от одного автора, количество экземпляров каждой композиции; д) адрес и срок присылки композиций (не менее трех месяцев со дня опубликования условий); е) порядок определения победителей; ж) количество призов, другие отличия; з) состав судейской коллегии; и) срок опубликования предварительных итогов; к) срок, когда итоги входят в силу.

Организаторы конкурса обязаны: а) не позже оговоренного в положении срока опубликовать предварительные итоги; б) по истечении двух месяцев после опубликования предварительных итогов объявить окончательное присуждение с учетом полученных замечаний; в) после утверждения итогов разослать отличия победителям.

5.5.3. Чемпионаты

Личный чемпионат (первенство) по композиции - соревнование, в котором определяются лучшие композиторы и лучшие произведения за определенный отрезок времени. По масштабу чемпионаты делятся на всесоюзные, республиканские и местные (областные, городские и т, д.).

Победители чемпионата награждаются призами, медалями (жетонами), дипломами, грамотами.

В положении о проведении чемпионата должны быть указаны: а) период времени, за который он проводится; б) отборочные соревнования к финалу; в) состав участников; г) разделы композиции; д) допустимое количество композиций от одного автора, количество экземпляров каждой композиции; е) адрес и срок присылки композиций (не менее трех месяцев со дня опубликования условий) ; ж) порядок определения места, занягого участником; з) награждение победителей; и) состав судейской коллегии; к) срок опубликования предварительных и окончательных итогов; л) условия подачи заявок.

Одна и та же композиция может участвовать в местном и республиканском первенствах, в чемпионате СССР. Не разрешается участие одной и той же композиции в первенствах разных республик, городов и т. д.

5.5.4. Командные соревнования

Командные соревнования композиторов рекомендуется устраивать в форме матчей между командами республик, городов, областей. Матчи могут проводиться по принципу парных встреч или по принципу проведения конкурсов.

В матче по принципу парных встреч участники соревнуются попарно по соответствующему разделу (теме). Победитель каждой пары получает 1 очко, проигравший - 0. При одинаковом качестве композиций оба участника получают по пол-очка. Команда-победительница определяется по наибольшей сумме очков, набранных ее участниками.

В матче по конкурсному принципу для каждого раздела дается тема, все композиции раздела образуют конкурс и получают оценку в соответствии с их качеством. Команда-победительница определяется по наибольшей сумме очков, набранных ее участниками во всех разделах.

Примечание. Участник, не представивший в срок композицию или приславший ее с дефектом, получает 0 очков.

Каждая команда, участвующая в матче, должна иметь капитана, избираемого, как правило, из состава участников. Капитан команды является ее руководителем и посредником между участниками своей команды и судьей (судейской коллегией).

5.5.5. Права и обязанности участников

Каждый участник соревнования имеет право: а) исправить, заменить или изъять свои произведения до окончания срока их присылки на соревнование; б) до подведения окончательных итогов обжаловать присуждение судьи раздела главному судье, а затем (если главный судья не изменил решения судьи раздела) - в соответствующую комиссию по композиции; в) обращаться к судье-секретарю по вопросам своего участия в соревновании; г) по окончании одного соревнования послать на другое свои отмеченные оценкой композиции.

Примечание. Если дефект в получившей отличие (приз, диплом, оценку) композиции обнаружен после подведения окончагельных итогов, композиция не лишается отличия, а ее автор - места, занятого в соревновании. Однако после исправления дефекта композиция не имеет права участвовать в другом соревновании оригинальных произведений и при ее публикации указывается; "Исправление (переработка)".

Все участники соревнования обязаны: а) знать и выполнять статьи настоящих Правил, положение и регламент соревнования (незнание Правил и условий соревнования не может служить оправданием для их нарушения); 6) решать все вопросы, связанные с проведением сорев новация, только через судью-секретаря или капитана команды (в командных матчах), отвечать на запросы судьи раздела по уточнению решении, но не оспаривать оценки своих произведений; в) единообразно оформлять свои композиции - каждую на отдельном листе стандартного размера (30 см Х 21 см) с полем для подшивки с левой стороны листа (шириной 3-4 см) ; г) приводить полные решения своих композиций и ,,ложные следы", отдельно от основного решения указывать варианты, необходимые для доказательства (в спорных случаях) единственности решения и решаемости; д) указывать в заявке га участие (на отдельном листе) фамилию, имя, отчество, год рождения, разряд (или звание) по композиции и практической игре, принадлежность К спортивному обществу, место работы и должность, домашний адрес.

Сотрудники редакций журналов и газет, проводящих какой-либо конкурс (по составлению или решению), не могут быть его участниками.


5.6. Соревнования по решению композиций

Основной формой массовых соревнований по композиции являются конкурсы решения. Они проводятся с целью популяризации лучших композиций среди широких кругов любителей шашек и выявления лучших решателей.

Конкурсы решения проблем, этюдов и задач бывают заочными и очными и могут проводиться любой организацией.

Порядок проведения конкурса решения следующий:

а) объявляются его условия - характер конкурса - годовой, праздничный и т.д.; жанр и количество композиций для решения; очки, начисляемые за решение каждой композиции; срок и адрес для присылки решения; порядок определения победителей; отличия для победителей - призы, дипломы и т. д.; срок опубликования решения композиций и итогов конкурса;

б) определяются и награждаются победители - участники, набравшие наибольшую сумму очков за решение всех заданий.

Очки, начисляемые за решение каждой композиции, должны учитывать степень трудности решения. При определении суммы очков, набранных участником, следует учитывать полноту решения заданий и начислять дополнительные очки за нахождение побочных решений, нерешаемости, неточностей в игре.

В условиях конкурса композиции приводятся без указания их авторов, однако при опубликовании решений авторы должны быть названы.

Существуют и другие формы соревнований по решению проблем, этюдов и задач; личные, командные (лично-командные) первенства разных масштабов, матчи и т.д.


5.7. Судейство соревнований

5.7.1. Комиссии по композиции

Судейство соревнований по составлению является одним из видов творческой работы в области композиции. Общее руководство этой судейской работой осуществляет Всесоюзная комиссия по композиции Федерации шашек СССР, на местах республиканские и областные комиссии. Комиссии решают также спорные вопросы об авторском приоритете.

5.7.2. Права и обязанности судей

Для проведения крупных соревнований по составлению (по нескольким разделам композиции) создаются судейские коллегии в составе главного судьи, заместителей главного судьи (старших судей разделов), главного секретаря (судьи-организатора) и судей по разделам.

Главный судья обязан: а) обеспечивать выполнение положения о соревновании; б) координировать работу судей разделов; в) давать рекомендации по оценке произведений судьям разделов (или самому участвовать в оценке, если это предусмотрено в положении); г) проверять отчеты судей по разделам; д) рассматривать жалобы участников на присуждение судей разделов; е) представлять итоговый отчет организаторам соревнования, а копию отчета и материалы соревнования - в соответствующую комиссию по композиции для учета и оценки итогов соревнования.

В обязанности главного секретаря входит: а) контроль за поступлением композиций на соревнование; б) рассылка поступивших композиций судьям разделов; в) переписка с участниками соревнования по вопросам, связанным с его проведением; г) участие в составлении итогового отчета; д) рассылка участникам предварительных и окончательных итогов соревнования и справок о выполнении классификационных баллов и норм в данном соревновании.

Старший судья раздела обязан в сроки, установленные в положении о соревновании: а) рассмотреть (совместно с судьями раздела) представленные участниками композиции, определить степень их оригинальности, выявить предшественников и возможные дефекты; б) дать характеристику произведениям и оценку по 10-очковой шкале (при оценке судья должен учитывать только то решение, которое привел участник); в) сообщить участникам раздела предварительные итоги их выступления; г) составить отчет по разделу с указанием творческих и спортивных результатов участников; д) представить отчет и его копию главному судье; е) до утверждения итогов соревнования сообщить участникам возможные изменения в присуждении и причины изменений.

Примечание. Главный судья имеет право пересмотреть присуждение судьи раздела, если находит его необоснованным.

Решение главного судьи (судейской коллегии) соревнования по композиции обязательно для всех участников. Оно может быть обжаловано в соответствующую комиссию по композиции до утверждения окончательных итогов соревнования. Всесоюзная комиссия по композиции может рекомендовать главному судье вторично рассмотреть итоги соревнования с учетом поступивших замечаний. После этого решение главного судьи является окончательным.

В случае явно неправильного или недобросовестного отношения главного судьи к своим обязанностям присуждение может быть отменено по решению Всесоюзной комиссии по композиции, а материалы соревнования переданы на новое рассмотрение другому судье (судейской коллегии).

Главный судья не имеет права одновременно быть участником соревнования.

Главный секретарь может принять участие в любом разделе композиции, если это не противоречит условиям проведения соревнования.

Судья имеет право участвовать в любом разделе, кроме того, который он судит.



© 2001-2002 Gr.Vetrogon,   © 2001-2002 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки